•   Последние или как я собирала новогодний стол 
  •   Эпитафия советскому року 
  •   Позвольте еще раз поправить Захарова 
  •   Я арестовал заместителя Власова 

«Осенний марафон Олега Басилашвили», ТВ «Останкино»

Название передачи настраивает на соответствующий сюжет: поневоле ожидаешь увидеть, как предельно загруженный артист спешит с репетиции на съемку, оттуда на озвучание, потом обратно в театр, по дороге едва успевая ответить на вопросы запыхавшихся журналистов. Экран, однако, показывает нечто совершенно противоположное. Олег Басилашвили, неторопливо-задумчивый, почти неподвижно сидит перед камерой и размышляет о разных разностях. О том, что такое счастье («осознанная свобода»); о Ван Гоге и его растоптанных грязных ботинках, которые нищий художник писал, не думая, что их изображение станет бесценным; о «новых русских» с жевательными резинками и собаками-убийцами; о плохих американских фильмах, превращающих зрителей в роботов; о ненужности режиссерских концепций... В общем, артист не только никуда не торопится, а, напротив, всем своим видом утверждает ненужность любой спешки. Но камера с ним не согласна — раз марафон, значит, надо бежать. И бегут картинки, мелькают петербургские виды, куда-то мчится поезд,своим грохочущим бегом как бы соединяя разрозненные кусочки из спектаклей и фильмов, проносящихся мимо, будто полустанки, — не успеешь понять, что за эпизод, как паровоз уже рванул дальше. Цель у этого движенья, мельканья и говокруженья одна — оправдать название. Но в результате поспешающий видеоряд оторвался и от названия:получился не марафон, а спринт.

Его Марина Неелова и Олег Басилашвили в фильме «Осенний марафон» апофеозом становится финал — мелко нарезанные и перемешанные кадры из «Марафона» и «Вокзала», где артист, подстегиваемый музыкой, мчится (а вернее, мечется) вперед,назад и во всех направлениях разом. Это уже бег на месте. P.S. Спустя два вечера по каналу«Россия» показали повтор передачи «Олег Басилашвили. Какой он?», снятой несколько лет назад. Забавно,что оба «творческих портрета» не столько показывают нам героя, сколько демонстрируют господствующую стилистику своих дней. «Марафон» строится по образу и подобию клипа, а программа российского ТВ по-старомодному нетороплива: ее участники, застыв перед камерой, долго и не всегда убедительно рассказывают, какой Басилашвили хороший, ведущая лирически придыхает, и все вместе исполнено особой обволакивающей пошлости. Отвечая на вопрос,что предпочтительней, можно процитировать товарища Сталина: «Оба хуже!»
Алена ЗЛОБИНА
Журнал «Столица», номер 46 за 1994 год.
рейтинг: 
  • Нравится
  • 0
Номер Столицы: 1994-46
Фото дня
Обложка дня
Опрос
Нужны ли на сайте статьи из других журналов?