•   Последние или как я собирала новогодний стол 
  •   Эпитафия советскому року 
  •   Позвольте еще раз поправить Захарова 
  •   Я арестовал заместителя Власова 

Выставка работ Жака Ихмальяна

Государственный музей искусства народов Востока
В культуре происходит невиданная запашка целинных и залежных земель, художники всходят на этих землях центнерами с гектара, разглядыванье одного отдельно взятого колоса представляется роскошью почти непозволительной. Тем паче, что Жак Ихмальян (1922-1978) пока не отнесен к классикам. Однако разглядеть стоит: когда подробности революционной биографии уроженца Стамбула, проведшего последние 17 лет жизни в Москве, перестают быть веточками лавра, вплетаемыми в венок официального признания, остается только художник - с полыхающими мазками его картин, со строками его верлибров.
Клоуны с исковерканными весельем лицами, анатолийские крестьяне в одеждах и позах, исполненных строгой чистоты, женщины красоты неописуемой и немыслимой вне личного взгляда художника... Рисунок «возникает» из провалов и сшибок цветовых пятен - цветы в натюрмортах кажутся хрупкими и осязаемыми, а одинаковые у всех героев миндалевидные глаза льют неизбывный свет. Картины Ихмальяна не поддаются пересказу и не нуждаются в нем: сюжеты их просты и действуют на пространстве памяти одного-двух поколений, не буравя пласты архетипов и не забрасывая зондов в постиндустриальную вечность. В этом смысле помимо чисто живописных соответствий очевидна генетическая связь Ихмальяна со старшими гениями модернизма - Шагалом и Модильяни, Пикассо и Матиссом: скоро новый синкретизм поглотит имена и манеры, и «штучные» художники будут выглядеть и цениться как ископаемые. Ихмальян - среди последних «только художников».
Михаил СМОЛЯНИЦКИЙ


рейтинг: 
  • Нравится
  • 0
Номер Столицы: 1991-30
Фото дня
Обложка дня
Опрос
Нужны ли на сайте статьи из других журналов?