•   Последние или как я собирала новогодний стол 
  •   Эпитафия советскому року 
  •   Позвольте еще раз поправить Захарова 
  •   Я арестовал заместителя Власова 

Концерт для пишущей машинки

Концерт для пишущей машинки

Признаться, первый открытый конкурс машинисток редакция «Столицы» затеяла ради рекламы журнала. А вышло еще лучше: создали рекламу самому конкурсу...
До сих пор Советский Союз участвовал в международных состязаниях машинисток как бы секретно: даже сами машинистки ничего не знали толком о тех, кто выезжал на такие турниры за границу и возвращался, не заняв там призовых мест. Читателей и телезрителей о международных турнирах почему-то тоже не информировали, словно бы их вовсе нет. Между тем они проводятся регулярно и собирают массы болельщиков. Организовать конкурс в Москве оказалось совсем не сложно. Странно, почему этого не было сделано раньше.

Спонсоров мы нашли в два дня. Не больше недели ушло на публикацию объявлений о начале конкурса в «Вечерке» и «Московской правде». И тут вдруг в редакции раздались тревожные звонки:
— А что, надо будет раздеваться? — совершенно серьезно спрашивали неизвестные женщины.
Мы их разуверяли, но, знаете, стало немного тревожно и нам: как бы звонившие не передумали прислать заявку. А получить письменную заявку было нужно обязательно. Согласно международным правилам, участники конкурса машинисток ни в коем случае не должны выступать под своим именем. Поэтому, получив письменную заявку, в которой содержались самые необходимые сведения об отважных претендентках (полное имя и обратный адрес), редакция скрывала их за псевдонимом — так называемым «девизом». На международных турнирах машинистки соревнуются под номерами. Мы решили присвоить им имена на букву «А» — первую в алфавите. Так на 1-м открытом Московском конкурсе машинисток появились античные цари и боги, герои романов и даже названия цветов: Адонис, Аврора, Акесо, Акрисиона, Август, Амата, Амфитрита, Астра, Алтея, Алкмена, Андромаха, Акций, Андромеда... На конкурс записались и двое мужчин, один из которых, к сожалению, дальше первого тура не пошел, а другой вовсе не явился. На международных конкурсах, говорят, нередко занимают первые места именно мужчины.

На первом, как и предполагалось, из игры выбыло большинство участников (из ста осталось всего 17). Жюри отсеивало тех, кто не достиг минимальной международной нормы — 360 ударов в минуту. А вот несколько дней спустя на второй тур редакция пригласила телевидение, и тур провела не в тесноте и при массовом стечении народа, а на просторной сцене Дома культуры имени И. В. Русакова. Получился настоящий спектакль. Хотя, должны сказать, что особая красота конкурса машинисток как раз в большом собрании печатающих. Это незабываемое зрелище! Да-да, увлекательное зрелище, за, которым зрители во всем мире следят, затаив дыхание. Хотя конкурс машинисток приравнен к спортивному состязанию, но в работе на пишущей машинке очень ярко проявляется характер человека. На беговой дорожке или в бассейне от спортсмена требуются другие свойства.

Нужно сказать, что «игра на пишущей машинке» — своего рода искусство. У нас его ценить давно перестали. Профессия машинистки стала очень распространенной. Если девочка учится в школе средне, ее отправляют в машинистки. Платят там вроде бы немного, зато всегда будет при деле. Однако это широко распространившееся заблуждение. Женщин, окончивших курсы машинописи, действительно много, но настоящих машинисток мало. Профессия отбирает самых образованных, усидчивых, скромных и спокойных женщин. В умении печатать на машинке сохранилась какая-то тайна. Носительницы ее первыми узнают все газетные новости, первыми печатают романы, о которых потом станут спорить серьезные литературоведы. Даже учрежденческая машинистка — это сотрудник, который об увольнениях и премиях узнает первым. Машинистка — и опасная профессия: многие подверглись обыскам, когда искали «запрещенную» литературу. Среди машинисток есть немало героинь, которые спасли для потомства рукопись опального писателя...
Семейным положением наших конкурсанток «Столица», естественно, не интересовалась. Лишь под конец второго тура, когда были вручены награды, вдруг оказалось, что иным победительницам, мастерством которых публика только что восторгалась, некому было донести до дому подарки. Тут требовались мужские руки. Дело в том, что трем «Лучшим машинисткам Москвы 1990 года», которые показали высший класс в «игре» на механической, электрической и электронной пишущих машинках, — Аэлите, Атею и Антуанетте (Светлане Николаевне Усовой, Ольге Владимировне Шмы- гиной и Елене Николаевне Фетисовой), подарили по компактной электронной пишущей машинке. Спонсор конкурса ПО «Счетмаш» из Курска прислал свои изделия в коробках, которые слабым женщинам унести было все-таки не под силу. А тут еще цветы, большой диплом в кожаном переплете, сумочка...

Четырем победительницам, занявшим вторые и третьи места, ПО «Счетмаш» вручил по портативной электрической пишущей машинке «Ивица», которая в магазине большая редкость. Ее должны были вручить еще двум участницам, но взыскательное жюри так уж распорядилось, что с первого тура у Светланы Николаевны Усовой (Аэлиты) соперников в классе механических машинок не оказалось. Кстати, по нашим наблюдениям, только ей красивый и полезный в доме электронный приз заботливо помогли донести до «Жигулей». Она шла рядом смущенно: дома не подозревали, что она лучшая машинистка города. А вот другая победительница, Атей, просто не знала, как ей быть: она стояла в вестибюле, нагруженная подарками ПО «Счетмаш» и редакции газеты «Московская правда», и говорила:
— Я не дойду до троллейбуса, не дойду, правда...

Победительницы конкурса машинисток (слева направо): Светлана Усова (Антуанетта), Ольга Шмыгина (Атей), Елена Фетисова (Аэлита). Фото Ю. Штукина
Атей вскоре увидят во всем мире — на рекламных календарях и проспектах ПО «Счетмаш», как, впрочем, и Антуанетту — лучшую в классе электронных пишущих машин.
Оказалось, что первые газетные объявления «Столицы» заметши? представители Интерстено, международной организации, проводящей всемирные конкурсы машинисток. На другой день после окончания турнира в редакцию пришла Зоя Ивановна Мороз из недавно созданной советской группы Интерстено и старательно переписала домашние адреса участниц второго тура. Они будут приглашены на первый Всесоюзный конкурс машинисток, который Интерстено намерена провести в СССР в начале 1991 года. А вот уже победители Всесоюзного соревнования отправятся на международный конкурс в Брюссель. Их имена, думается, станут известны не только в узком кругу машинисток...
1-й открытый Московский конкурс машинисток удалось устроить потому, что в Москве его словно бы ждали. Редакция выражает благодарность' руководителям Министерства электротехнической промышленности и приборостроения СССР, ПО «Счетмаш» и МПО «Союз», Московского городского комитета по народному образованию и Главного управления профтехобразования этого комитета, директорам Высшего технического лицея № 1 и Дома культуры имени И. В. Русакова, Педагогическому обществу РСФСР, членам жюри — специалистам по машинописи, корректорам из «Литературной газеты», а также редакциям «Вечерней Москвы», «Московской правды», радиостанции «Ностальжи Москва» и Главной редакции телепрограмм для Москвы, работникам переплетной мастерской № 7 комбината «Мосгорбытреклама» и — само собой — всем машинисткам и машинистам, которые в наше время, не располагающее к праздникам, остались верны своему «инструменту» — пишущей машинке.
ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ПРОБЛЕМ
Победительницы конкурса машинисток (слева направо): Светлана Усова (Антуанетта), Ольга Шмыгина (Атей), Елена Фетисова (Аэлита). Фото Ю. Штукина


рейтинг: 
  • Нравится
  • 0
Номер Столицы: 1991-05
Фото дня
Обложка дня
Опрос
Нужны ли на сайте статьи из других журналов?